Адрес: Россия, Москва, ул. Рогожский поселок д. 29 стр.8

График работы: с 9:00 до 23:00 без выходных

fond@blagopodatel.ru

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы
Оглавление

    21 сентября какой церковный праздник? Рождество Пресвятой Богородицы - первый праздник церковного года. Оно является первым событием в истории Нового Завета, а поскольку начинается в сентябре по церковному календарю, то в божественных песнопениях его называют началом нашего спасения. Рождение Девы Марии - это исполнение пророчества о том, что Христос, Спаситель мира, наконец-то явится в мир. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы отмечается в Церкви ежегодно 21 сентября (8 сентября по лунному календарю) и является непереходящим праздником, имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

    События праздника

    • Из Евангелия мы узнаем только самые важные события в жизни Марии, но ничего не знаем об обстоятельствах Ее рождения или событиях Ее будущей жизни. Эти подробности мы получаем из святого писания, церковных и песнопений, то есть церковных богослужебных текстов.
    • Родителей Марии, Иоакима и Анну, Церковь называет отцами Божьими. Иоаким был потомком царя Давида, а Анна происходила из семьи первосвященника Аарона. Они вели праведную и благочестивую жизнь. По преданию, они оставляли себе только треть своего дохода, а остальное раздавали бедным и жертвовали на храм.
    • В старости они оставались бездетными. Поскольку бесплодие считалось наказанием за грех, Иоакима и Анну обвинили в тайных грехах. Однако они не отчаивались, а надеялись на милость Божью и верили, что Он дарует им детей в старости, как это было сделано для Авраама и Сарры.
    • Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести Богу жертвы по закону Моисея в великие иудейские праздники. Однако первосвященник не принял жертву Иоакима, обвинив его в грехе, за который Господь затем жестоко наказал. Опечаленный Иоаким не вернулся домой, а удалился в пустыню, где пас свое стадо. Анна также была опечалена, когда узнала о том, что произошло в храме.

    Рождество в истории

    1. Одно из самых ранних упоминаний о Рождестве Богородицы встречается в трудах святого Прокла (439-446), епископа Константинополя в V веке.
    2. У иаковитов и несториан отколовшиеся от Православной Церкви в V веке, также установили праздник 8 сентября под названием Рождество Пресвятой Богородицы.
    3. В VII-VIII веках праздник уже торжественно отмечался в Греческой Церкви. Официальное празднование в Византийской империи было приписано императору Маврикию.

     

    Служба на Рождество Богородицы

    1. Первый канон святого Иоанна Дамаскина (VIII век),
    2. Второй канон святого Андрея Критского (VII век),
    3. Константинопольского патриарха Германа (VIII век) - стихеры на стиховне,
    4. Епископа Анатолия Солунского (9 век) - несколько стихир на литии,
    5. Стефана и Сергия Святоградцев (9 век) - стихеры на Господи, воззвах, некоторые на литии и стиховне.

    Стихиры Рождества Богородицы включают следующие: что в лице Деве Марии Бог приготовил для Себя земной престол и царский чертог; что Дева больше всех женщин, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив бесплодие родителей Девы, Бог может разрешить и наше духовное бесплодие, то есть творить добро. Также в стихирах люди ветхозаветные и новозаветные приглашаются возрадоваться и прославить Божию Матерь. Ведь через нашу Пресвятую Матерь небо соединяется с землей, ад посрамился, двери рая, то есть Царства Небесного, вновь открываются, и мы снова становимся живыми, то есть причастниками Божьей благодати.

    1. В паремиях, читаемых в день Рождества Богородицы
    2. В первой (Быт XXVIII, 10-17) говорится о видении Иаковом лестницы, прообраза Богородицы, соединяющей небо и землю,
    3. Во второй ппремии (Иез XLIII, 27; XLIV, 1-4) содержится пророчество Иезекииля, описывает Богородицу как вратами через которые проходят строители святого дома
    4. В третий (Пров. IX, 1 - 11) говорит о доме, который Исус Христос приготовил для Себя (дом, построенный Премудростью - Богоматерь, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

    Каноническая мысль этого праздника сходна со стихерами. Апостол (Филипп. II, 5-11) говорит о самоуничижении и уничижении Сына Божия, Который смирил Себя до крестной смерти и за это получил славу выше всякого имени. Евангелие (Лука, X: 38-42, XI: 27-28) рассказывает о пребывании Христа в доме Марфы и Марии. Самым ранним песнопением для этого праздника, вероятно, является тропарь, составленный в V-VII веках.

    Тропарь

    Рождение твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: потому что из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

    Кондак

    Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Евва — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

    Показать еще

    Фотогалерея

    0

    381

    Комментарии (1)