Адрес: Россия, Москва, ул. Рогожский поселок д. 29 стр.8

График работы: с 9:00 до 23:00 без выходных

fond@blagopodatel.ru

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы
Оглавление

    Успение Богородицы - один из двенадцати великих праздников, величайший праздник Православной Церкви, посвященный событию, которое не упоминается в Евангелиях, но известно в священном предании Церкви. Слово Успение переводится на современный русский язык как смерть, но смертью считается не боль или мучительное страдание, а глубокий сон, безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной. Праздник Богородицы не является переходным и всегда отмечается 28 августа (ранее 15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если этот праздник выпадает на среду или пятницу, то трапеза только рыбная, а разговляются на следующий день.

    История праздника

    1. Как повествует Евангелие, Господь, умирая на кресте, поручил Пресвятую Богородицу Иоанну Богослову. "Жено, вот сын твой", - сказал Господь Марии, указывая на Своего любимого ученика. Затем Он обратился к Иоанну и сказал: "Посмотри на мать твою". С того времени этот ученик принял ее как свою мать" (Ин. 19:26-27). 
    2. О жизни Марии после Вознесения можно узнать только из церковного предания. Например, существуют многочисленные апокрифические предания, такие как Послание Иоанна Богослова на Успение Богородице, а также слова святого Андрея Критского, патриарха Константинопольского Германа (проповедь) и три изречения святого Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком. 
    3. Существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения известны в Православной Церкви с апостольских времен. Мученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, писал об этом в I веке. 
    4. По мнению церковных историков, праздник был установлен в конце VI века византийским императором Маврикием, правившим в 592-602 годах. Скорее всего, до этого праздник Успения был провинциальным праздником Константинополя, но позже он стал общеправославным праздником для всей Церкви.

    Жизнь Девы Марии после Вознесения Господня

    • Богоматерь часто приходила помолиться к Гробу Господню. Однажды к ней явился ангел Гавриил, дал ей ветвь и сказал, что ее земная жизнь закончится через три дня. Получив эту весть, Мария не испугалась, а обрадовалась. Ведь для нее смерть была желанным переходом к вечной жизни и встрече со своим возлюбленным Сыном и Господом. 
    • Вернувшись домой, Богоматерь сообщила своим родственникам о скорой кончине. Услышав об этом, христиане Иерусалима и ее окрестностей собрались, чтобы проститься с ней. 
    • Чудесным образом апостолы, рассеявшиеся по всему миру, чтобы проповедовать веру в Христа, также собрались в Иерусалиме. Увидев друг друга, они обрадовались и удивились, почему Бог собрал их в одном месте. Иоанн Богослов приветствовал их и сказал, что пришло время Божьей Матери отправиться к Господу.
    • Апостолы приветствовали Марию, которая радовалась и прославляла Бога за то, что Он услышал их молитвы и исполнил желания их сердец. 
    • Наступил момент Успения Богородицы, и Сам Господь пришел взять ее душу. В горнице сиял неземной свет, где находился красиво украшенный одр, на котором лежала Богоматерь, окруженный апостолами. 
    • Увидев это, Богоматерь сказала: 

    Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея…

    • Затем она встала с ложа и поклонилась Богу. Затем Богоматерь предала свою душу в руки Сына и Господа, без телесной боли, как бы уснув.

     

    Погребение Богоматери

    • Апостолы, оплакивая свою разлуку с Девой Марией, пошли к погребению ее тела Непорочного Зачатия. 
    • Петр, Павел и Иаков, двенадцать апостолов, несли смертное ложе с телом Девы на своих плечах.
    • Евангелист Иоанн шел с ветвью от райского дерева, принесенной архангелом Гавриилом Божией Матери, и множество христиан сопровождали его песнями, свечами и борениями. 
    • Всемогущая сила Божья исцеляла больных, которые с верой прикасались к святому ложу, к великой славе Девы Марии.
    • Торжественная процессия ведет в Гефсиманию, где покоятся родители Девы Марии (святые Иоаким и Анна) и святой Иосиф Обручник. 
    • Священники и книжники, разгневанные такой честью, оказанной Божьей Матери, приказали слугам прогнать их и сжечь тело Девы Марии. Но произошло чудо. Облако, похожее на венец, сопровождавшее процессию, спустилось на землю, как стена, защищающая всех христиан. Преследователи слышали шаги и песни, но никого не видели. Многие люди были ослеплены. 
    • Иудейский священник Афоня из ревности и ненависти попытался опрокинуть смертный одр, на котором лежало тело Марии, но ангел Господень невидимо отсек ему руки, которые коснулись гроба. Увидев такое чудо, Афоний раскаялся и с верой признал величие Божьей Матери. Он исцелился и стала христианином.
    • Похоронная процессия прибыла в Гефсиманию. Там апостолы положили тело Девы Марии в гробницу и закрыли вход в пещеру большим камнем. 
    • По божественному провидению, только апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы; придя на третий день, он очень сожалел, что не смог получить благословение Богородицы и проститься с ней. Апостолы были настолько опечалены, что решили открыть гроб и поклониться телу Непорочной Девы, но в гробу была только плащаница, а тело Девы было вознесено на небо.

    Богослужение Успение Богородицы

    На праздник подробно описывают события Успения, собрание апостолов для почитания и лобызания ее тела и явление самого Спасителя с ангелами для принятия ее души. Это говорит о том, что Дева Мария - это не смерть, а переход к истинной жизни. Стихиры праздника Успения были написаны отцами церкви:

    1. Анатолием Шареградским (5 век);
    2. Германом (7-8 век);
    3. Иоанном Дамаскиным (8 век) и Феофаном Катехизисом (8-9 век).

    Канон - эти события раскрываются в форме драм и диалогов:

    • слова Богоматери, призывающей своего возлюбленного Сына как можно скорее вознестись на небо;
    • слова Спасителя, спускающегося со своими ангелами, чтобы взять душу и отнести к Отцу.

    Погребальные песни святых апостолов, пришедших со всех концов вселенной, чтобы дать Непорочному Телу достойное погребение, Каноны для этого праздника были написаны в VII веке преподобными: 

    1. Космой Маюмским;
    2. Иоанном Дамаскиным.

    Тропарь

    Родив Сына, сохранила девство, и после смерти, Богородице, Ты не оставила мира, потому что перешла к жизни, явившись Матерью Жизни (т. е. Господа), и Твоими молитвами избавляешь от смерти души наши.

    Кондак

    Непрестанно молящуюся за весь мир Богородицу, известную всем заступницу и надежду, гроб и смерть не удержали. Но как Матерь Бога, Источника жизни, к жизни перенес Тот, Кто родился от ее девственной утробы.

    Показать еще

    Фотогалерея

    1

    380

    Комментарии (9)

    1. 11 27 апреля 2023, 21:25 # 0
      Комментарий