Адрес: Россия, Москва, ул. Рогожский поселок д. 29 стр.8

График работы: с 9:00 до 23:00 без выходных

fond@blagopodatel.ru

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Оглавление

    4 декабря церковный праздник, введение во храм Пресвятой Богородицы - один из двенадцати великих праздников, или главных праздников православной церкви, установленный в память о том моменте, когда родители Девы Марии принесли ее в возрасте трех лет в Иерусалимский храм, где она жила до обручения со своим благочестивым сыном Иосифом. Праздник Введения Богородицы во храм отмечается ежегодно 4 декабря (21 ноября по ст.с.), и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

    События праздника

    • О событиях земной жизни Девы Марии можно узнать в основном из церковного предания.
    •  Канонические Евангелия ничего не содержат о рождении, детстве и юности Богоматери. Поэтому о событиях Рождества Богоматери можно узнать из более поздних текстов, в которых записаны устные предания, а именно из греческого Евангелия Иакова (конец II века) и латинского Евангелия Псевдо-Матфея (IX век).
    • Известно, что родители Марии, Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Они молились Богу о прекращении бесплодия и поклялись принести в жертву Богу ребенка, который родится.
    • Когда Деве Марии исполнилось три года, чтобы исполнить это обещание, родители в сопровождении родственников и близких друзей торжественно принесли ее в Иерусалимский храм с горящими факелами.
    •  Дева была принята первосвященником Захарией, который, по повелению Бога, ввел ее в Святая Святых. Это была комната в Храме, куда мог входить только первосвященник раз в год после принесения особой жертвы.
    •  Это редкое и особенное событие описано в литургии праздника следующим образом: 

    Ангели введение Пречистыя зряще, удивишася: како Девая входит во Святая Святых. (Ангелы увидели вход Пресвятой Девы Марии и изумились: как Дева вошла во Святая Святых).

    • Обратите внимание, что в то время Иерусалимский храм восстанавливался после вавилонского изгнания. Ковчега Завета в нем больше не было, он исчез. Святая Святых было пусто, там находилась только каменная плита на месте главной святыни.
    • Совершилось таинственное, символичное событие: вместо утраченного Ковчега Завета первосвященник вводит Деву Марию — ту, которая стала Матерью Бога, новым Киотом, Ковчегом.
    • Эра Нового Завета была близка, и приближалось Рождение Христа. Праздник Сретения Девы Марии предшествовал Рождению Христа. До Рождества еще далеко, пост только начался, но уже начинают петь за вечерней службой: Христос раждается, славите!
    • Наиболее полное богословское толкование введения Богородицы во храм дает святитель Григорий Паламы в его слове О посвящении Богородицы в храм.
    • В нем святитель излагает историю праздника, высказывает свое мнение о том, почему Бог избрал Марию матерью Иисуса Христа, и, наконец, объясняет, почему он взял ее в Святая Святых Иерусалимского храма.
    • Почему избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Ее тело было чище, чем ее дух, очищенный добродетелью, что позволило ей принять само Ипостасное Слово пребезначального Отца. Дева Мария, сокровище Божье, теперь помещена во святое святых и вскоре послужит, так сказать, для обогащения и украшения славы мира.

    Рождество в истории

    1. Одно из самых ранних упоминаний о Рождестве Богородицы встречается в трудах святого Прокла (439-446), епископа Константинополя в V веке.
    2. У иаковитов и несториан отколовшиеся от Православной Церкви в V веке, также установили праздник 8 сентября под названием Рождество Пресвятой Богородицы.
    3. В VII-VIII веках праздник уже торжественно отмечался в Греческой Церкви. Официальное празднование в Византийской империи было приписано императору Маврикию.

     

    Служба на Рождество Богородицы

    1. Первый канон святого Иоанна Дамаскина (VIII век),
    2. Второй канон святого Андрея Критского (VII век),
    3. Константинопольского патриарха Германа (VIII век) - стихеры на стиховне,
    4. Епископа Анатолия Солунского (9 век) - несколько стихир на литии,
    5. Стефана и Сергия Святоградцев (9 век) - стихеры на Господи, воззвах, некоторые на литии и стиховне.

    Стихиры Рождества Богородицы включают следующие: что в лице Деве Марии Бог приготовил для Себя земной престол и царский чертог; что Дева больше всех женщин, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив бесплодие родителей Девы, Бог может разрешить и наше духовное бесплодие, то есть творить добро. Также в стихирах люди ветхозаветные и новозаветные приглашаются возрадоваться и прославить Божию Матерь. Ведь через нашу Пресвятую Матерь небо соединяется с землей, ад посрамился, двери рая, то есть Царства Небесного, вновь открываются, и мы снова становимся живыми, то есть причастниками Божьей благодати.

    1. В паремиях, читаемых в день Рождества Богородицы
    2. В первой (Быт XXVIII, 10-17) говорится о видении Иаковом лестницы, прообраза Богородицы, соединяющей небо и землю,
    3. Во второй ппремии (Иез XLIII, 27; XLIV, 1-4) содержится пророчество Иезекииля, описывает Богородицу как вратами через которые проходят строители святого дома
    4. В третий (Пров. IX, 1 - 11) говорит о доме, который Исус Христос приготовил для Себя (дом, построенный Премудростью - Богоматерь, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

    Каноническая мысль этого праздника сходна со стихерами. Апостол (Филипп. II, 5-11) говорит о самоуничижении и уничижении Сына Божия, Который смирил Себя до крестной смерти и за это получил славу выше всякого имени. Евангелие (Лука, X: 38-42, XI: 27-28) рассказывает о пребывании Христа в доме Марфы и Марии. Самым ранним песнопением для этого праздника, вероятно, является тропарь, составленный в V-VII веках.

    Тропарь

    Рождение твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: потому что из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

    Кондак

    Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Евва — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

    Показать еще

    Фотогалерея

    0

    451

    Комментарии (1)